Последние новости

26.04.10 10:56

Как без химии обогатить землю на участке

23.04.10 10:47

Как просто подготовить сад к зимовке

22.04.10 10:39

Садовая мебель

21.04.10 09:49

Садовая беседка

20.04.10 09:38

Водная сказка


Рекомендуем



Новости строительства

02.04.2008 21:16

Венецианская штукатурка




Сегодня существует множество разнообразных покрытий, которые называют венецианскими штукатурками. Все ли они являются таковыми? Как отличить традиционный материал, своей рецептурой уходящий в далекое прошлое, от современных двойников? Какова технология его создания?

Считается, что состав и технику нанесения венецианской штукатурки изобрели еще в Древнем Риме. Мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов. Его пилили, обтесывали, полировали, мололи. Естественно, оставалось много отходов в виде мраморной пыли. Имя того, кто первым придумал смешать мраморную муку, известь, растительные красители и нанести получившуюся массу, прессуя, несколькими слоями на стену, история не сохранила. Но сохранила результат - бесшовный тонкослойный мрамор.

Помимо мраморной пыли использовали также мелко перемолотые камни других благородных пород. Новый отделочный материал привлекал не только богатыми декоративными возможностями, но и технологичностью. Наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать каменные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было выложить мрамором, а тонкослойной штукатуркой можно. Ну и наконец, материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это его свойство сыграло не последнюю роль в том, что спустя несколько тысяч лет, в эпоху Возрождения, материал получил особенное признание в Венеции.

Город, расположенный на 118 островах, страдал от высокой влажности, переменчивой температуры, порывистого ветра с моря. Тем не менее фасады, облицованные минеральной штукатуркой, долгие годы сохраняли первоначальный вид. Что уж говорить об интерьерах?! Во Дворце дожей, строительство которого началось еще в IX веке, до сих пор можно увидеть декоративную штукатурку. Она потеряла свой цвет, но сохранилась полностью.

Место, в котором воскресла технология, дало ей название - stucco veneziano, что в переводе с итальянского как раз и означает венецианская штукатурка.

Состав

Древняя технология дошла до наших дней. Отличить традиционную, истинную венецианскую штукатурку от ее имитаций можно прежде всего по составу. Пропорции бывают разными, но основные компоненты неизменны. Во-первых, пыль - мраморная, гранитная, кварцевая, известковая, малахитовая, оникса и других ценных сортов камня. Иногда в одной смеси встречаются комбинации нескольких перемолотых камней. Степень помола - важнейший момент, определяющий декоративные качества покрытия. Чем мельче пыль, тем тоньше, воздушнее будет рисунок. Чем крупнее - тем ближе к фактуре тесаного камня. Современное оборудование умеет размалывать камень на молекулярном уровне, поэтому художественные возможности минеральной штукатурки действительно велики. К тому же не стоит забывать: материал будет не имитировать, а создавать полноценную минеральную поверхность.

Второй компонент - связующее вещество. В традиционных венецианках - это гашеная известь (гидрооксид кальция). При ее контакте с каменной пылью начинается процесс карбонизации, в результате которого получается густая сметанообразная смесь - собственно штукатурка. Благодаря извести покрытие приобретает прочность и способность поглощать и отдавать влагу без потери качества, что позволяет использовать многие марки венецианок для внешней отделки. Самые изысканные рецептуры предусматривают специальную болотную известь, она выдерживается более 20 лет в ямах и только затем используется в качестве связующего. Впрочем, нередко известь дополняется небольшим процентом акриловых смол или других полимерных связующих. Это нарушает традицию, зато существенно упрощает труд штукатура и удешевляет покрытие.

Еще один компонент венецианской штукатурки - пигменты. Сейчас применяются как органические, так и неорганические красители. Тщательно перемолотые натуральные пигменты под воздействием ультрафиолета не желтеют и не омыливаются (не приобретают скользковатый вид). Вместе с тем высококачественным синтетическим красителям также нестрашны солнечные лучи и печать времени не скоро сказывается на их челе.

Порой отличить внешний вид полностью минеральной штукатурки от продукта с незначительным процентом синтетических наполнителей сложно. Однако специалисты утверждают, что только истинная венецианская штукатурка способна передать оптические свойства полированного мрамора - неповторимый блеск, глубинное свечение, игру интенсивных и тонких оттенков, на фоне которой проступает причудливая вязь прожилок. Обычно покрытие выполняется в нескольких оттенках одного цвета, хотя возможно создать практически любое колористическое решение - контрастные цвета, пятна, геометрические узоры, эффект полета бабочки, налет патины, золотистый блеск и многое другое.

Наконец, последний элемент - воск. Его наносят поверх финишного слоя покрытий, используемых в интерьерах. Воск выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он защищает штукатурку от грязи и влаги: попадая на поверхность венецианки, вода просто скатывается с нее. Поэтому воскированную штукатурку можно применять даже в ванных комнатах и бассейнах. Если же вода попадет на незащищенное покрытие, то останется пятно. С другой стороны, воск ведет себя достаточно агрессивно: он проникает внутрь слоев, но делает это с благородной целью - усилить блеск, глубину и сочность цвета штукатурки. Стоит, однако, иметь в виду: согласно традиционной технологии, глянец достигается прежде всего ручным запрессовыванием. Воск лишь вспомогательное средство. Если ему отводится основная роль в создании светящегося покрытия - это имитационная технология. Кроме того, воск бывает разным: натуральным пчелиным и акриловым. Второй не так гладко ложится на поверхность, не дает такого блеска и сочности тонов, хотя имеет лучшие физико-механические свойства. Есть воск прозрачный и цветной, а также не только глянцевый, но и матовый.

Где применять?

Как уже говорилось, существуют венецианки для интерьерных работ и универсальные. Наш климат более суровый, чем итальянский, поэтому фасады облицовывают только особыми известковыми (кальцинированными) составами без воскового покрытия. Хотя известь не боится морозов, снегопадов, косых дождей, но постоянный контакт покрытия со снегом или водой приведет к непоправимым дефектам (сугроб, навалившийся на нижнюю часть фасада, поток, льющийся с крыши прямо на стену). Внутри дома ограничений на использование материала почти нет. За исключением мест, где вероятны механические воздействия на венецианку, ведь при сильном желании ее можно поцарапать, а поврежденное покрытие восстановлению не подлежит.

Декоративную штукатурку наносят на поверхность практически из любого материала, способного нести нагрузку. Не рекомендуется укладывать ее на деревянные стены, поскольку дерево дышит, и неэластичная штукатурка покроется трещинами. Некоторые фирмы предлагают специальные грунты, заполняющие поры древесины, но это решение на крайний случай: все же не стоит рисковать дорогим материалом. Нельзя наносить его на металл, у которого большой коэффициент линейного расширения: трещины неизбежны. Места стыков поверхностей с разным коэффициентом поглощения влаги тоже представляют потенциальную проблему, так как при резком включении отопительных приборов высыхают с разной интенсивностью.

Чтобы исключить трещины, штукатурку наносят только на тщательно подготовленное основание. Сначала поверхность, как правило, армируется для прочности крупноячеистыми или мелкоячеистыми сетками, затем обрабатывают эластичной шпатлевкой. Мельчайшая неровность основания проявится на лице штукатурки, поэтому шпатлевка должна идеально его выровнять. Затем в большинстве случаев поверхность грунтуется грунтом глубокого проникновения (иногда в несколько слоев). Он обеспечивает адгезию (сцепляемость) штукатурки с основанием и дает гарантию того, что она не отвалится от стены. Подобно некоторым другим составляющим покрытия, грунт может быть на минеральной или акриловой основе.
В итоге основание должно получиться максимально гладким, однотонным и неабсорбирующим. Ну а потом начинается самое главное...

Нанесение

Традиционная венецианская штукатурка - это не только строго определенный состав, но и сложная техника нанесения. Во-первых, покрытие всегда состоит из нескольких тончайших полупрозрачных слоев. Их количество варьируется от 2 до 10, но чем больше слоев, тем заметнее свечение штукатурки. Этот оптический эффект получается благодаря световым лучам, отражающимся в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия. Именно глубинное свечение создает впечатление полированного мрамора.

Во-вторых, техника нанесения обязательно предполагает заглаживание (запрессовывание) каждого слоя вручную шпателем, теркой, полутерком. Надо сказать, что этот процесс исключительно трудоемкий. Каждый слой выглаживается до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Причем многослойный сандвич из мраморной пыли, связующего и красителей нужно спрессовать до толщины около 1 мм! Мастеру приходится тратить до 50 минут на работу всего с 1 кв. м одного слоя. Усилия при этом прикладываются такие, что инструмент и стена нагреваются. Кроме того, для большей гладкости слои зачищаются наждачной бумагой по всей поверхности.

Не обойтись штукатуру и без особых навыков. Скажем, если где-то ляпнуть слишком много материала, то при повторном нанесении поверхность в этом месте может отшелушиться.
А венецианка - тонкий материал, никакими заплатками ее не исправить.

Однако недюжинная физическая сила, терпение и навыки далеко не полный перечень требований к мастеру. Штукатур должен обладать талантом художника. Дело в том, что финальный рисунок складывается из наложения мазков последующего слоя на все предыдущие. Поэтому мазки наносятся несимметрично и с промежутками, но в то же время мастеру нужно отчетливо представлять, каким будет конечный результат.

А некоторые техники по силам выполнить только профессиональным художникам. Например, классическую фресковую роспись по мокрой минеральной штукатурке. Для этого стена превращается в подобие акварельной бумаги. Штукатурный состав наносится несколько раз, чтобы поверхность стала рыхлой, способной впитать краситель. Количество материала, которое надо уложить на стену, строго определено - 1,5 кг. Если нанести меньше - бумага не будет впитывать. После такой подготовки художник начинает роспись. Фреска создается не одним слоем, а многими. Зная, какой цвет он получит в итоге, художник работает с составляющими этого цвета; постепенно, от светлого к темному он создает на стене настоящее произведение искусства. Сочетание дара художника и современной технологии способно придать помещению поистине эксклюзивный дизайн.

Впрочем, отдельные декоративные эффекты создаются меньшими усилиями. Так, первый слой можно накрыть в некоторых местах узорчатым трафаретом и нанести по нему более темный или светлый слой штукатурки. Получается контрастный орнамент. А эффект поверхности, потрескавшейся под гнетом столетий, достигается с помощью интенсивной сушки строительными фенами.

При работе с венецианской штукатуркой особые требования предъявляются не только к мастеру, но и к его инструменту. Шпатели, терки и полутерки обязательно должны изготавливаться из кованой, полированной, нержавеющей стали. И это не преувеличение. Во время интенсивного натирания обычной сталью на штукатурке остаются мельчайшие частицы металла: их откалывают твердые песчинки мрамора. Из-за таких частиц на покрытии образуются грязные полосы.

Температура, при которой можно наносить штукатурку, определяется производителем для каждой марки материала. Обычно устанавливают диапазон от +5 до +35 оС. На деле же в слишком теплом и сухом помещении штукатурка будет сохнуть быстро, что не лучшим образом скажется на процессе карбонизации.

Готовое покрытие не потребует затрат на эксплуатацию. Оно неприхотливо и долговечно. Тем не менее воскированную поверхность не следует мыть абразивными веществами. Лучше протереть чуть влажной губкой. А в помещениях с повышенной влажностью не помешает каждые 1 - 2 года обновлять восковой слой.

Эрзац-штукатурки

Несколько слов о технологиях имитации венецианской штукатурки. Подвенецианки отличаются как составом, так и способом нанесения. Это, как правило, покрытия на акриловой и дисперсионной основе. Хотя нередко казаться похожими на мрамор пытаются обычные отделочные краски, образующие глянцевую поверхность. Подвенецианки могут быть более прочными, более морозо- и износостойкими, чем штукатурки на минеральной основе. Они легко отмываются от грязи, в меру устойчивы к ультрафиолету. У них симпатичный внешний вид и широкая цветовая гамма. Для их нанесения не требуется множества слоев и трудоемкого заглаживания. А самое главное - они дешевле.

Но приглядитесь к ним повнимательнее. Вы видите характерный мраморный блеск, глубинное свечение, игру света и тени, полупрозрачность, сквозь которую проступает причудливая вязь прожилок? Вы распознаете почерк мастера? Вы ощущаете дыхание старины, благородство классики, красоту эпохи Возрождения? Нет? Тогда украсьте стены настоящей венецианской штукатуркой, и все это откроется для вас.



vira.ru