Последние новости

26.04.10 10:56

Как без химии обогатить землю на участке

23.04.10 10:47

Как просто подготовить сад к зимовке

22.04.10 10:39

Садовая мебель

21.04.10 09:49

Садовая беседка

20.04.10 09:38

Водная сказка


Рекомендуем



Новости строительства

02.03.2008 12:58

Свет. Как правильно осветить квартиру




Свет в интерьере выполняет несколько функций: заменяет естественное освещение (солнечный свет), зонирует помещение так, что изменяется облик комнаты, создает атмосферу, соответствующую свето - и цветотехнической задаче (осветить рабочее место, зону отдыха и т.д.).

Световой дизайн — это многофункциональная инженерная система, состоящая из различных конструкций осветительных приборов, отвечающих эстетическим и техническим задачам искусственного освещения помещений. Правильный выбор системы освещения помогает оформить интерьер в соответствии с назначением помещения, а продуманное взаимное расположение осветительных приборов формирует облик интерьера.

Организация освещения

Многоуровневый свет — одна из форм стационарного освещения. Так, например, скрытое освещение существенно отличается от света, излучаемого торшером или настольной лампой (которые можно направить в любую сторону), так как исходит от «неподвижных» осветительных приборов, установленных за капителями колонн и потолочными карнизами, выступами или несущей балкой, за поверхностями полок, в стенах и многоуровневых подвесных потолках, под плинтусом.

Использование многоуровневого освещения — тот редкий случай, когда внешний вид источников света не очень значим, а важна форма создаваемых световых пятен. Направленные лучи бра, торшера, скрытых светильников, настольной лампы или рабочей подсветки способны визуально изменять геометрию предметов и деталей интерьера, выявлять фактуру материала, текстуру, насыщать и дополнять цветовую гамму, компенсируя небогатую пластику архитектурных деталей. Световой эффект создается за счет проекции светового пятна необходимого цвета и интенсивности на ту или иную поверхность. Форма светового пятна может рождать иллюзии сложных поверхностей, впадин и выпуклостей на совершенно ровной плоскости стены или потолка. Но если свет ламп, расположенных по периметру потолка, нацелен на стену, то отраженный от поверхности световой поток озаряет комнату рассеянным светом и не имеет четко выраженной направленности. Специалисты условно подразделяют освещение на два типа: равномерное и точечное, функциональное и декоративное. Равномерное позволяет объединять световые пятна от нескольких источников в единую световую область. Точечное же создает на отражающей поверхности несколько световых пятен от каждого осветительного прибора. Функциональное делится на основное и дополнительное.

Нормы освещения

Каждый из типов светильников используется в определенной зоне дома, распространяя свет в собственном диапазоне. У света имеется множество характеристик: световой поток, яркость, сила света. Первым критерием выбора светильника служат нормативные или регламентируемые значения оптимальной освещенности — исходный параметр при проектировании любой осветительной установки и различный для разных типов помещений. Так, например, для коридора достаточно освещенности в 50 люкс, лестницы — 100 люкс, для кабинета считается приемлемым яркость света в 300 люкс, гостиной — 200 люкс, кухни — 300 люкс, а для спальни необходимо 200 люкс. Несмотря на увеличение количества светотехнических параметров, характеризующих качество освещения, в настоящее время не существует единой точки зрения на то, какие из них и как должны регламентироваться. Особенно трудно обеспечить соответствие полученных результатов предварительного расчета прямым визуальным наблюдениям.

Существует две традиционные системы освещения: локальная и парадная

Для первой предназначены бра, настольные лампы и торшеры, а для второй — люстры. Однако сейчас эти две функции выполняет любой осветительный прибор. Реостатный выключатель позволяет регулировать уровень освещенности помещения, и мощности одного торшера вполне хватает на комнату, а несколько лампочек люстры могут слабо излучать свет, создавая интимное освещение. Последнее хорошо выполняют системы с эффектом «звездного неба». Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок «звездное небо» волнообразно меняет свой цвет. Создается загадочная и таинственная атмосфера. А с помощью галогенок можно создавать яркие пучки направленного света, акцентное декоративное освещение, праздничный свет, напоминающий звездное небо или золотые россыпи искр, а также равномерно освещать все помещение. Исходящий от них свет отвечает современным запросам в освещении пространства дома — световому комфорту, главный критерий которого — мобильность и разнообразие. Этого достигают, комбинируя прямое, рассеянное и отраженное освещение. Необычайная популярность галогенок связана, прежде всего, с их миниатюрностью, эстетическими и техническими характеристиками, а также с широким применением в современных осветительных приборах. Сравнительно небольшие размеры ламп позволяют спрятать их за архитектурные детали: карнизы, капители, а также встроить в поверхности потолков, полок или ниш. Но галогенным лампам необходим трансформатор, что, конечно же, повышает цену. Лампы накаливания, напротив, дешевле, но потребляют больше электроэнергии. Правда, в последнее время разработаны модели с различными видами напылений, что дает лампам накаливания некоторые плюсы галогенок, в частности экономичность.

С целью выбора необходимых уровней освещенности в квартире пользуются различными критериями: видимостью различаемого объекта, субъективной оценкой наблюдателей, технико-экономическими показателями. Но наиболее часто — индивидуальной зрительной работоспособностью. Более того, практика проектирования многих стран отстает даже от действующих норм. А некоторые современные осветительные установки проектируются с учетом результатов последних научных исследований. Дальнейших исследований требуют вопросы: «объединять ли искусственное и естественное освещение?», «можно ли совместить хорошее тенеобразование и равномерность освещенности по всему помещению без доминирующих под различными углами световых потоков?», «нужно ли совмещать монотонность равномерного освещения с источниками света разнообразной яркости?» и т. д. Так, осветительный прибор с максимально равномерным распределением яркости обеспечивает высокую зрительную работоспособность, но приводит к ощущениям монотонности и однообразия, которые неблагоприятно сказываются на эмоциональном состоянии. Многие исследователи считают, что, по существу, ставится вопрос об установлении новых требований к освещению на основе субъективной оценки.

ПРИХОЖАЯ

Это утилитарное помещение, где мы едва задерживаемся, переступая порог дома. С другой стороны, прихожая — лицо дома, ее «парадный фасад», поэтому освещение здесь функциональное, удобное и яркое. Потолочные люстры, плафоны которых направлены вверх, дают рассеянное освещение, лишенное резких теней на потолке. Помещение будет казаться выше. Если свет, исходящий от спрятанных в уровнях подвесного потолка светильников, направить на стены, визуально уменьшится высота помещения. Оригинальные авторские разработки позволяют зрительно увеличивать, сужать или расширять коридор. В узких коридорах и прихожих желательно расположить осветительные приборы на одной линии вдоль какой-либо стены или подсветить стену в конце коридора. Это позволит визуально увеличить объем помещения. Некоторые светильники, вмонтированные в стену по одной линии коридора, освещают только скульптуры, массивные напольные вазы, небольшие ниши, создавая эффект иллюминаторов. Декоративные эффекты подсветки шкафов и «усыпанных» лампочками зеркал создают хитрые комбинации отражений. Приемы «невидимого» света и цветные подсветки будто наполняют пространство узких коридоров воздухом. А вот углубить перспективу длинного коридора позволит продольное освещение, получаемое с помощью светильников, расположенных в ряд в одном из уровней потолка. Чтобы сократить длину, необходим яркий поперечный свет. Прихожие никогда не освещают слишком ярко, но тусклое освещение недопустимо, так как здесь проходит своеобразный психологический рубеж между уличной суетой и домашним уютом.

В прихожей с размерами 3х3х2,5 м коэффициент отражения света должен быть высоким — 60—70%. На потолке лучше разместить по периметру галогеновые лампы без отражателей на расстоянии полметра друг от друга. Люстра в центре потолка дает максимально интенсивное освещение, поэтому заменить ее можно настенными бра на высоте 1,2-1,5 м от пола. Но они будут концентрировать свет вокруг себя. Поэтому настольная лампа или низкий торшер над туалетным столиком с 50-ваттной низковольтной галогеновой лампой решит проблему направленного света.

Кухня

На кухне обязательно должен быть предусмотрен основной верхний свет, равномерно освещающий все помещение, а также обеспечена хорошая видимость рабочей поверхности, мойки и плиты. В кухне освещение может формироваться несколькими источниками над рабочей зоной, обеденным столом. Для этого подойдут точечные светильники, встроенные в карниз навесных шкафов или подвесной потолок, в нижнюю панель полок, шкафчиков и в вытяжку (для освещения рабочей поверхности). Светильники над столом должны находиться на расстоянии 60 см от поверхности, чуть выше уровня глаз. Боковые поверхности осветительных приборов должны быть матовыми. Это позволит рассеивать боковой световой поток. Если кухня узкая и длинная, лучше будут смотреться несколько рядов 20-ваттных галогеновых светильников.

В кухне можно создать несколько независимых световых композиций. Например, если стол или рабочая поверхность кухонной мебели освещены расположенными по периметру точечными светильниками, то они кажутся замкнутыми. А другая часть кухонного пространства в этом случае оказывается значительно темнее. К тому же яснее читается ориентация зон: горизонтальная рабочая поверхность кухонной мебели (при доминирующей горизонтальной подсветке) и вертикальное, открытое пространство обеденной зоны (при наличии люстры или комбинированного потолочного освещения). Таким образом, скрытый свет можно использовать как способ формообразования в интерьере.

Ванная

В ванных лучше использовать два типа освещения: общее и локальное.

Необходимо уделить серьезное внимание общему освещению с рассеянным светом (ближе к потолку) и направленное (рядом с зеркалом). Здесь чем ярче свет, тем лучше. Общий свет не режет глаза и создает необходимый световой фон, равномерно распределяя свет по всей комнате. Местные источники освещения выделяют важные зоны ванной комнаты. Одной из них, помимо непосредственно ванны и душа, являются зеркало и умывальник. Лучше равномерно распределить световые источники по бокам зеркала, которые создадут хорошую освещенность. При этом важно, чтобы лампы не отражались в зеркале, не слепили глаза и не отбрасывали резкие тени, которые возникают при вертикальном освещении зеркала (когда свет направлен снизу вверх). Поэтому важно симметричное размещение светильников с ровным распределением света без светотеневых переходов. Для равномерного освещения пространства возле широкого зеркала светильники располагают вдоль него по горизонтали на высоте приблизительно двух метров от уровня пола. Зеркало средней величины лучше оборудовать источниками света по периметру. В то же время хорошо было бы установить местный приглушенный свет, например, подсветив одно лишь зеркало. Таким образом, создается атмосфера покоя. Свет у зеркала должен быть нейтральным по цвету. Именно поэтому лучше использовать обычные (с нитью накаливания) с теплым, чуть желтоватым светом лампочки и галогеновые лампы, которые дают яркий и равномерный белый свет. Спектр таких ламп более близок к спектру естественного света. Люминесцентные лампы искажают цвета, поэтому дизайнеры употребляют их меньше. Если ванная не очень больших размеров, можно зрительно увеличить пространство, освещая вертикальные поверхности стен или wall-washer («омывающий стены»). При таком освещении используются настенные светильники или прожекторы различных типов. Оказывается, психологи поддерживают такой прием, утверждая, что человеческий глаз легче воспринимает освещенность вертикальных стен. К тому же при таком освещении можно тщательнее рассмотреть свое тело.

Cпальня

В спальне необходимо предусмотреть как общее, так и точечное освещение. Общее освещение должно быть рассеянным, что достигается несколькими способами. Для этого подойдут настенные светильники, размещенные выше среднего роста человека. Следует снабдить их рассеивателями-плафонами или абажурами из матового стекла, чтобы прямой свет не слепил и не привлекал чрезмерного внимания. Можно использовать скрытые источники направленного света, они не создают глубокие тени. Общее освещение можно организовать с помощью люстры или точечных источников света с галогеновыми лампами мощностью от 20 до 50 Вт, снабженные рефлекторами; встроенных точечных светильников с рефлекторными лампами накаливания мощностью 60 Вт. Небольшие потолочные светильники, располагающиеся по верхнему периметру помещения, отражают свет от потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по всей комнате. Равномерный, рассеянный и достаточно яркий отраженный свет, получаемый от них, создаст эффект прозрачности и невесомости пространства. Освещение уровня 200 лк на высоте глаз (примерно 160 см) позволит рассмотреть содержимое шкафов. Светильники, установленные параллельно стене, где расположен шкаф, на расстоянии 60—90 см от него и с расстоянием от 90 до 120 см между каждой парой светильников, лучше использовать с непрозрачными абажурами, дающие направленный свет. Для светильника, установленного рядом с кроватью, достаточно низковольтной галогеновой лампы мощностью 20 Вт или обычной лампы накаливания от 15 до 25 Вт. Это адекватно естественному дневному освещению и поэтому наиболее комфортно для восприятия. Подобного эффекта можно достичь, установив несколько торшеров и настенных бра с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок. Общий ориентирующий свет и использование направленных световых потоков применяют только для создания отраженного, равномерного и рассеянного света. При этом свет отражается от потолочной плоскости и равномерно распределяется по комнате.

Гостиная

В гостиной важно создать многофункциональное освещение — общее, фоновое, различные подсветки и локальный свет, помогающий выделить объект, зрительно отделить его от окружения. Для подбора мощности освещения, существует норматив, по которому лампа в 60 Вт должна освещать площадь не более 6 кв. м. Так, для гостиной 250 кв. м потребуется осветительный прибор мощностью 240 Вт. В комнате площадью более 35 кв. м специалисты советуют использовать минимум два источника света. Наиболее интересны и популярны сегодня осветительные приборы, спрятанные в нишах стен и подсвечивающие картины или предметы. Подобная подсветка достаточно хорошо освещает не только предметы, но и пространство, благодаря чему не нужно включать общий свет. Если требуется дополнительно подсветить вазы, книги или сувениры, светильники встраивают в горизонтальные поверхности полок, под карнизы шкафов и монтируют в ниши мебели. Индивидуальность интерьера подчеркнет декоративная подсветка ниш на уровне пола. Этот принцип используют в декоративной подсветке, основанной на отражающих свойствах всевозможных водных объектов — аквариумов, фонтанов и бассейнов. К сожалению, ее редко используют в отечественных интерьерах.

Подсветка подвесного потолка зрительно приподнимает его, что делает интерьер «легким», почти «невесомым», а декоративная подсветка стены объединяет все детали, делая объем цельным и завершенным. Поэтому рассматривать этот тип освещения можно как исключительно парадный. Светильники могут находиться на верхнем выступе стены, удаленном от стыка с потолком на 25—30 см, либо прятаться в зазор между карнизом и потолком. Торшеры и бра в гостиной дополняют вечернее освещение. Направленные лучи акцентируют внимание на отдельных архитектурных объемах и элементах интерьера.

Украшением помещений могут стать подсвеченные изнутри витражные потолки. При создании подобного освещения с помощью размещенных под витражом ламп дневного света часто удается добиться двойного эффекта: во-первых, иллюзии естественного света, во-вторых, визуального увеличения высоты помещения. Этот прием подходит для небольших прихожих и коридоров малогабаритных квартир. Здесь теплый, мягкий, цветной свет витражей не только действует на психологическое восприятие, создавая игру света и причудливых теней, но и становится ориентиром в темном и узком пространстве. Использование стекол разного типа позволяет варьировать степень рассеянности света.

Лестница

Оригинально освещает лестницу объемный витраж в виде светового фонаря, расположенный над «воздушным пространством» лестничного колодца, а также в нишах стен и на потолках. В боковых нишах уместно устраивать двойной витраж с искусственными источниками дневного света между стеклами. При отсутствии в помещении окон иногда устанавливают декоративный, подсвеченный изнутри витраж, имитирующий оконный проем. Фонарь осуществляет функцию общего освещения, но вместе с тем это мощный композиционный и декоративный элемент. Свет скрытых источников, расположенных вдоль лестничных маршей, над промежуточными площадками, лестничным колодцем, а также в подступенках, подчеркивает границы между вышеперечисленными элементами конструкций.

Нормы и правила основываются на критериях, обеспечивающих и характеризующих зрительную работоспособность (острота зрения, контрастная чувствительность, скорость восприятия и т.д.). Общая тенденция — пересматривать и совершенствовать осветительные кодексы, нормы и правила. Главное: улучшение качества освещения путем увеличения уровня освещенности, ограничения блескости и слепимости, улучшения тенеобразования (как одной из характеристик осветительной установки), ограничения пульсации светового потока, введения критериев, оценивающих цветопередачу и т.д.

Варианты крепления галогеновой лампы в светильниках:
- Винтовой способ (лампа закрепляется поворотом светильника).
- С помощью штопорного кольца (подпруженное колечко прижимает лампу к корпусу светильника).
- Пружинный способ (самый распространенный) — лампа устанавливается с внутренней стороны светильника и зажимается двумя подпружиненными пластинками. Пружины запускаются в монтажное отверстие и прижимают светильник к гипсокартону.

Что следует знать при установке светильника?

Определитесь с моделью светильника и типом используемых ламп. Чтобы правильно подобрать требуемую цветопередачу, цветность излучения, цветовую температуру как отдельной лампы, так и всей будущей системы, нужно ознакомиться с техническими характеристиками лампы.

Все точечные источники света имеют класс защиты 1. Поэтому минимальное безопасное расстояние от светильника до освещаемого предмета должно составлять более 0,5 м.

Допустимое расстояние 50 Вт лампы от потолка равно 9 см (при установке в гипсокартонный потолок, чтобы лампы не перегревались, необходимо оставлять расстояние 7-10 см, и даже больше, от лампочки до панели перекрытия).

Используйте только адаптированные регуляторы освещенности для галогенных приборов.
Установите трансформатор в хорошо проветриваемом помещении, вдали от источников тепла.
Убедитесь в том, что вы используете, по меньшей мере, 60% мощности для каждого трансформатора.
Соблюдайте соответствие максимальной длины проводки между трансформатором и лампой светильника (2 м, но не менее 30 см).

Мария Куриленко

bobr.kiev.ua