Последние новости

26.04.10 10:56

Как без химии обогатить землю на участке

23.04.10 10:47

Как просто подготовить сад к зимовке

22.04.10 10:39

Садовая мебель

21.04.10 09:49

Садовая беседка

20.04.10 09:38

Водная сказка


Рекомендуем



Новости строительства

02.02.2008 16:59

Современное оборудование и технологии для бетонных работ




Технические революции подобно социальным могут быть очень «громкими», оказывающими непосредственное влияние на повседневное существование большинства людей (как случилось с мобильными телефонами, например). А могут происходить тихо, почти незаметно для обывателя, не заявляя громогласно о факте своего свершения со страниц газет и экранов телевизоров, оставаться темой для обсуждения узким кругом специалистов (им сегодня и будет предоставлено слово). К числу таковых относится и стремительное внедрение в строительство современной бетонной техники. И если согласно учебникам истории «изменение производительных сил приводит к изменению производственных отношений», то появление нового оборудования приводит к изменению технологий.

Время монолита

Все большее место в российской строительной отрасли отводится технологиям с использованием монолитного железобетона. Выглядит это как своего рода «возвращение на круги своя», ведь путь к завоеванию мира строительный материал современности № 1 начал именно в монолитном варианте. До середины прошлого столетия монолитные конструкции преобладали и в отечественном строительстве. Но затем (знаковым стало постановление Совета Министров от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства») приоритет был отдан сборному железобетону. Мощная сеть домостроительных комбинатов, вкупе с появившейся возможностью механизации строительных работ с помощью монтажных кранов большой производительности, на долгие годы отодвинули «монолит» на второй план.

Неправильно думать, что здесь наша страна пошла каким-то своим особым путем – сторонниками «сборного строительства» выступали такие известнейшие специалисты, как французский архитектор Ле Корбюзье; да и сейчас интерес к нему во всем мире нисколько не снижается. Впрочем, полного отказа от «монолитных» технологий в нашей стране никогда не было. Даже в 70е годы, в период расцвета «панельного» строительства, удельный вес монолитных железобетонных конструкций в общем объеме производства железобетона в СССР достигал 35% (показательный пример – из восьми московских сталинских высоток три имеют монолитный железобетонный каркас).

И все же по вполне объективным причинам (прежде всего, потому что каким-то иным путем, нежели создание мощной базы строительной индустрии, решить задачу массового жилищного строительства на том этапе было бы крайне затруднительно) приоритет сборного строительства долгие годы не подвергался сомнению. Еще одним аргументом в его пользу являлся холодный климат (а самое главное – длительный период отрицательных температур) значительной части территории нашей страны: ведение бетонных работ на стройплощадке в зимний период представляло существенную проблему. А, кроме того, в те годы монолитный способ возведения зданий уступал сборному строительству по таким важнейшим показателям, как объем трудозатрат на 1 квадратный метр и сроки строительства.

Более широкое распространение монолитных железобетонных конструкций в строительной практике других стран (США, Великобритании, Франции и др.) объяснялось в т.ч. отсутствием там государственной системы унификации параметров и типизации конструкций зданий и сооружений, наличие которой в нашей стране, при всех неоспоримых плюсах, способствовало известному однообразию архитектурных решений и похожести новостроек многих городов. (Экономическая нецелесообразность частых переходов на выпуск новой продукции создавала предпосылки длительного тиражирования одних и тех же серий домов).

Уменьшение объемов строительства в 90 е годы привело к значительному падению спроса на сборные железобетонные конструкции. И хотя абсолютный минимум их производства был пройден еще в 1998 г., и с того времени имеет место только рост, говорить, что отрасль окончательно пришла в себя, еще рано. Тем временем часть сданных ею позиций заняли монолитные технологии (в т.ч. комбинированные системы, предусматривающие сочетание монолитных конструкций со сборными или кирпичными, например – жесткий монолитный каркас и выполненные из кирпича или все тех же панелей ограждающие конструкции).

Уже в 2001 году в Москве соотношение долей панельного и монолитно-кирпичного (монолитно-сборного) строительства составило 1:1, тогда как еще в середине 90х на «монолит» приходилось не более 10%, и с того времени монолитные технологии свой удельный вес в общем объеме строительных работ только усиливают. В Московской области выравнивание произошло двумя годами позже – в 2003 году. В других регионах ситуация развивается по подобному сценарию.

И все это несмотря на то, что себестоимость строительства монолитного дома на 20–40% выше, чем у панельного, а продолжительность строительства примерно в 1,5–2 раза дольше. Но рынок беспристрастно свидетельствует, что потребителя сегодня интересует не только цена, но и качество, и он готов платить за него. И как покупатель отдельной квартиры, и как частичка гражданского общества, которое, несмотря на всю благодарность безликим одинаковым кварталам массового экономичного жилья, хочет видеть свои города индивидуальными, не похожими один на другой. И монолитные технологии оказываются здесь как нельзя к месту, ведь даже появление одного или нескольких выстроенных по индивидуальным проектам зданий в районах массовой застройки меняет вид последних в лучшую сторону.

К бесспорным достоинствам монолитного строительства относятся:
широкие возможности использования различных, в т.ч. весьма оригинальных архитектурно-планировочных решений;
максимально безболезненное «вживление» возводимых объектов в существующую застройку – монолитные дома можно строить в самых стесненных условиях, например, в центрах городов, где панельное строительство крайне затруднительно;
монолитные здания на 15–20% легче кирпичных; благодаря «бесшовной» конструкции у них лучше показатели тепло- и звуконепроницаемости.

Основные проблемы, связанные с монолитным строительством, лежат в плоскости поведения самого бетона (опасность образования технологических трещин в монолитных конструкциях от температурно-усадочных деформаций в процессе его твердения) и возможностей его контроля (эффективный контроль качества монолитных конструкций; надежная оценка прочности твердеющего бетона в момент распалубки и передачи нагрузки от вышележащих элементов на конструкции, в которых проектная прочность еще не достигнута).

Активному продвижению монолитного строительства в среднюю полосу России способствовало применение специальных добавок, позволяющих обеспечить твердение бетона при температуре до минус 15°С.

И, конечно, современные достижения монолитных технологий были бы невозможны без наличия соответствующей технической базы, основу которой составляют опалубочные системы (применение инвентарной опалубки позволило существенно снизить материальные затраты, повысить производительность труда и темпы строительства) и оборудование для бетонных работ.

Сегодня укладку значительных объемов бетона производят с помощью бетононасосов (в европейских странах до 25–60% от всего монолитного бетона). Появление современного бетонного оборудования открыло перед строителями принципиально новые возможности как по высоте доставки бетона, так и по дальности. При возведении небоскреба-рекордсмена в столице Малайзии Куала-Лумпуре высота подачи смеси составила более 400 метров. Мировой рекорд перекачки бетона по горизонтали превышает 2 километра.

Кто определяет прогресс в бетонной технике

Сегодня на российском рынке широко представлена продукция российских и зарубежных компаний.

Крупнейшим российским производителем оборудования для транспортировки, подачи и укладки бетона (в т.ч. автобетононасосов, стационарных бетононасосов, бетонораздатчиков и автономных распределительных стрел) является основанный в 1980 году ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Выпускаемая им продукция эксплуатируется не только в России, но и экспортируется в государства СНГ и Балтии, страны Восточной Европы, Азии и Ближнего и Среднего Востока.

Производственная линия автобетононасосов была организована почти два десятилетия назад. Металлоконструкции отечественных автобетононасосов разрабатывались по аналогии с бетононасосами ведущих европейских производителей. В последние годы модельный ряд значительно обновился и расширился и включает автобетононасосы с распределительными стрелами 21, 32, 33, 37 и 42 метра.

Технологическое оборудование монтируется на шасси КАМАЗ, но возможна его установка на любое другое, в т.ч. импортное. Штатно автобетононасосы эксплуатируются при температуре от –50 до +40 °С, для более низких температур предусмотрены дополнительные опции. Распределительные стрелы изготавливаются как из отечественных, так и импортных сталей (типа Weldox, Швеция). Работающая по закрытой схеме система главного привода оснащена блоком гидронасосов с элементами управления фирмы Rexroth (Германия). Компактная конструкция блока насосов сокращает время на техническое обслуживание. В гидросистемах распределительных стрел и выдвижных опор используются импортные элементы гидравлического управления (гидрозамки, гидрораспределители и т.д.).

Производятся стационарные бетононасосы с электрическим или дизельным приводом производительностью 20 и 75 м3/ч. Кроме того, в ассортименте представлены бетонораздатчик круговой БРК-10 (предназначен для приема свежеприготовленной бетонной смеси от бетононасосов и укладки ее в сооружения из монолитного бетона и железобетона) и стрела автономная бетонораспределительная САБР-1 (для подачи бетона в стеновые и потолочные опалубки при строительстве высотных зданий).

Среди зарубежных компаний производителей бетонной техники в числе лидеров германские компании.
SCHWING-Group имеет производства в Германии, Австрии, США, Индии, Китае, Бразилии и России, а кроме того сервисные центры во Франции, Нидерландах, Австрии, Чехии, Швеции и представительства более чем в 100 странах мира. Компания была создана в 1934 году в Рурской области и работала на потребителей в горно-добывающей, строительной и дорожной отраслях. В 1945 году ее главной специализацией стало производство оборудования для строительной отрасли. В 1958 выпущен первый автобетоносмеситель, в 1965 году – первый автобетононасос, в 1973 году первой в мире компания изготовила автобетононасос с 45 метровой стрелой. Сегодня в портфеле компании автобетононасосы производительностью от 90 до 163 м3/ч с досягаемостью стрел 19,50–53,40 (по горизонтали) и 23,10–57,24 (по вертикали). Модельный ряд стационарных бетононасосов имеет производительность от 34 до 108 м3/ч.
О возможностях бетонной техники SCHWING-Group говорит тот факт, что при строительстве чикагского небоскреба с железобетонным каркасом 311 South Wacker (вошел в строй в 1990 г.) высотой почти 300 метров весь объем бетона был уложен одним бетононасосом фирмы Schwing, при этом ежедневный объем укладки составлял более полутысячи кубических метров. Бетононасосы SCHWING подавали бетон на высоту более 400 м при строительстве самых высоких небоскребов-близнецов в столице Малайзии. В России бетононасосы компании, работающей в России почти три десятилетия, представлены на таких объектах, как «Москва-Сити», в т.ч. делового комплекса «Федерация», гостиница Москва и т.д.

Группа компаний Putzmeister (буквальный перевод – «мастер штукатурных работ»; до 1963 года носила название КС-Машиненбау) с 1958 года производит высокотехнологичное оборудование для подачи и распределения бетона, строительных растворов и шламов. Головной завод расположен около Штутгарта (Германия). Кроме того, в состав фирмы входят дочерние предприятия в 13 странах, а также представительства и дилеры в 154 странах (представительство в Москве работает с 1993 года, годом позже начал функционировать сервисный центр). Оборот группы приближается к 1 млрд долларов.

Putzmeister производит широкий спектр автобетононасосов для всех типов работ, от малых моделей многоцелевого назначения до машин самой большой дальности действия и подвижности. Насосы могут оснащаться дополнительным оборудованием для адаптации к специфическим условиям работы.

Автобетононасосы Putzmeister могут поставляться с S-шибером и C-шибером, монтироваться на шасси Mercedes Benz Atego, Actros, MAN, МАЗ (или других типах шасси по запросу).
Наличие S-шибера для высокого рабочего давления гарантирует подачу самых тяжелых бетонных смесей стационарными бетононасосами Putzmeister.

В ассортименте компании также представлены автобетононасосы с бетоносмесителем. Оборудование, сочетающее в себе достоинства автобетононасоса и бетоносмесителя, транспортирует и перемешивает бетон, как обычный автобетоносмеситель, а на стройплощадке обеспечивает его подачу и распределение.

Стационарные гидравлические распределительные стрелы используются в сочетании со стационарными бетононасосами для быстрой и экономичной подачи бетона при высотном строительстве. Система распредстрел MX с радиусами от 16 до 32 м позволяет работать на любых объектах и на любой фазе строительства. Высокопроизводительные распределительные стрелы для монтажа на секциях строительных кранов отличают большой диапазон поворота секций стрелы, небольшой вес отдельных элементов конструкции, надежный доступ к местам разъема. Круговые механические распределительные стрелы используются для укладки бетона там, где прямое распределение при помощи автобетононасоса или стационарного насоса и стационарной распределительной стрелы сталкивается с препятствиями технического или экономического характера (например, при ведении работ на большой площади или высоте, превышающей возможности автобетононасоса, или если использованию стационарных распредстрел мешают перекрытия и колонны).

С 1980 года фирма Putzmeister производит оборудование для подземных работ: насосы для выноса породных масс, установки для мокрого торкретирования и т.п.

Производителем оборудования для изготовления, транспортировки и укладки бетона с более чем полувековым опытом (образована в 1947 году в городе Эттлинген, земля Баден-Вюртемберг) является немецкая компания ELBA-WERK Maschinen-Gesellschaft mbH, помимо Германии располагающая дочерними предприятиями во Франции и Великобритании и представительствами почти в 60 странах, в т.ч. и в России (с 2001 года официальный дилер ELBA-WERK Maschinen-Gesellschaft mbH в России компания ООО «Союзавто Современные Технологии Строительства»). Уже несколько десятилетий в производственной программе компании представлены бетононасосы. Производительность стационарных бетононасосов ELBA составляет от 45 до 100 м3/ч. В зависимости от потребностей покупателя бетонные насосы комплектуются дизельным или электрическим двигателем.

Компания ELBA WERK выпускает серию бетонных насосов АР с различными вариантами раздаточных мачт на базе грузовых автомобилей марки Mercedes, IVECO и др., производительностью от 70 до 130 м3/ч и давлением подачи до 135 бар.

Значимое место среди производителей бетонного оборудования принадлежит итальянским фирмам. Компания CIFA (Compagnia Italiana Forme Acciaio, создана в 1928 году), выпускающая широкий ассортимент продукции, первой в Италии организовала серийное производство автобетононасосов. Сегодня здесь собирается восемь моделей с максимальной высотой подачи от 24 до 47 м и производительностью от 78 до 179 м3/ч.
CIFA имеет широкий модельный ряд стационарных бетононасосов, включающий в себя три основные серии: 6-ю с производительностью от 30 до 52 м3/час, 7-ю – от 65 до 70 м3/час, и 8-ю, представленную двумя моделями с производительностью до 87 м3/час. Машины имеют два основных варианта исполнения: с дизельным или электрическим двигателями. В зависимости от модели и условий эксплуатации теоретическая высота подачи колеблется от 100 до 220 м, при длине от 400 до 1000 м.

Итальянская компания COIME, основанная в 1965 г., начинала с производства бетоносмесителей. В 1975 г. был налажен выпуск бетононасосов, с 1990 г. – гидравлических стрел. Продукция COIME комплектуется узлами насосного оборудования немецкого и итальянского производства. Сегодня линейка автобетононасосов представлена машинами на различных шасси с вылетом стрелы от 36 до 50 метров и производительностью 120–150 м3/ч. Все модели бетононасосов, по желанию заказчика, могут быть выполнены в «зимней комплектации».

Стационарные бетононасосы COIME РС 2010, COIME РС 2015, COIME РС 2320Н имеют производительность от 50 до 110 м3/ч, давление от 50 до 105 бар, длину подачи по вертикали до 300 метров, комплектуются бетоноводами необходимой длины с поворотными элементами, муфтами и промывочными шарами.

Хорошо известны еще два производителя с Апеннинского полуострова – фирмы SERMAC и MECBO.

Первая активно работает на рынках почти всех стран Европы, а также в США, Канаде, Мексике, Аргентине, Северной Африке, странах Ближнего Востока и Тихоокеанского региона. Гамма автобетононасосов SERMAC включает машины серий EXTREME и SCORPIO (в каждой по 7 моделей) с вертикальной досягаемостью стрелы соответственно от 21 до 40 и от 32 до 60 метров, 7 стационарных бетонанасосов, автобетононасосы с бетоносмесителем Twinstar, оборудование для подземных работ.

Компания MECBO выпускает шесть моделей автобетонасосов AUT (производительностью до 150 м3/ч и длиной стрелы до 53,5 м); более 10 моделей стационарных бетононасосов (производительностью 40–120 м3/ч); 5 автобетононасосов с бетоносмесителем.

Сегодня все активнее на мировом, в т.ч. и российском рынке, заявляют о себе китайские производители.
Одной из первых китайских фирм, самостоятельно сконструировавших автобетононасос с бетонораспределительной стрелой, была компания Zoomlion. Импортировав до этого несколько сотен комплектов стрел известных европейских поставщиков, освоив передовые технологии и наладив собственное масштабное производство, сегодня она превратилась не только в ведущего поставщика автобетононасосов на внутренний китайский рынок, но и в экспортера этого вида продукции.

Начиная с 1998 г. бетононасосы компании Zoomlion применялись во многих значительных строительных проектах по всей территории Китая, включая телевизионную башню в Макао, железнодорожный мост Nay-Queen Chin-Shrey-Her. В 2002 г. насосы, произведенные Zoomlion, успешно использовались во время строительства туннеля Фэн-Хуо-Шань железной дороги Чин-Цзан, перекачивая бетон на высоте 5170 над уровнем моря, что было новым мировым рекордом.
Для того чтобы гарантировать качество и высокую производительность машин Zoomlion, при их производстве используются детали от широко известных производителей. Например, двигатели, Cummings и DEUTZ, шасси Mercedes и Volvo, блоки гидравлической системы компаний Rexroth и HAWE, коробки передач STIEBEL и т.д.

Еще один хорошо известный на международном рынке китайский производитель – созданная в 1989 году компания тяжелого машиностроения «SANY». Она также активно использует западные комплектующие. Так, стационарно-прицепные бетононасосы HBT (производительность до 120 м3/ч, давление до 220 бар, максимальная теоретическая высота подачи – 420 м, максимальная теоретическая дальность по горизонтали – 1750 м) комплектуются дизелями производства немецкой фирмы DEUTZ, гидравлическими насосами Rexroth, электронными системами SIEMENS.

Корейские фирмы представлены компанией Hanwoo, с 1991 года разрабатывающей и продающей строительное оборудование в кооперации с Daewoo Heavy Industry. Модельный ряд автобетононасосов включает 7 моделей с вертикальной досягаемостью от 31,9 (модель 32RS или 32RX) до 50,1 (модель 50MR)

DNS CO., LTD, активно работает на всех континентах кроме Антарктиды. Компания предлагает 6 моделей автобетононасосов, самый высокий из которых дотягивается до высоты 47 метров, и 3 модели (6 модификаций) стационарных автобетононасосов производительностью до 97 м3/ч.